Оценка юзабилити: по каким критериям её производить?

Популярность площадки, а, значит, её способность приносить доход своему владельцу, во многом зависит от того, насколько удобной её находят пользователи. Совокупность факторов, определяющих степень удобства площадки, называют англоязычным термином юзабилити. Рассмотрим, как можно оценить и повысить юзабилити сайта.

Оценка юзабилити: по каким критериям её производить?

Смотрите полный видеокурс на iTunes

Способы оценки юзабилити

Чтобы объективно оценивать шансы площадки на коммерческий успех, необходима оценка юзабилити сайта. Определить на глаз степень удобства пользования площадкой не представляется возможным, поэтому в этих целях используются специфические методики и инструменты. В частности, примерно определить, насколько сайт отвечает ожиданиям пользователей в контексте удобства его использования, можно по поведенческим факторам. Если площадка имеет высокие показатели посещаемости, внутренних переходов и длительности пребывания на сайте, то наверняка её юзабилити находится на достаточно высоком уровне. Если же пользователи покидают сайт, едва зайдя на него, то, вероятнее всего, над удобством площадки ещё нужно будет поработать. Более точная оценка юзабилити сайта осуществляется профессионалами. Чтобы определить, насколько площадка привлекает пользователей своим удобством, необходимо заказать аудит юзабилити, который производится специалистами, знающими всю нюансы и тонкости процесса. После инспектирования сайта профессиональным аудитором, последний составляет аудиторской заключение о степени удобства пользования площадкой, выявляет «узкие места» и разрабатывает рекомендации по повышению юзабилити сайта.

Методы повышения юзабилити сайта

Если профессиональная оценка юзабилити сайта показала неудовлетворительный результат, то владелец площадки должен осуществить ряд оптимизационных мер, направленных на устранение выявленных в ходе аудит недостатков. В частности, довольно часто причиной низкого юзабилити сайта является не оптимальность навигационного меню. Существует правило, согласно которому навигационное меню сайта должно содержать 7±2 элементов, что продиктовано ограниченными возможностями оперативной памяти человека. Если в навигационном меню более 9-ти элементов, то это существенно усложняет пользование таким сайтом. Нередко фактором, снижающим юзабилити сайта, выступает неоптимальное размещение контента. Вся информация должна быть в пределах 3-кликовой доступности, а где это невозможно, следует предусмотреть грамотную внутреннюю перелинковку, которая позволит пользователю чётко понимать, как ему перейти в нужный раздел. Высоким юзабилити могут похвастаться только сайты, отличающиеся быстродействием. Считается, что площадка должна отвечать на команды пользователя в пределах 2-х секунд – более длительное ожидание может спровоцировать его навсегда покинуть сайт. Самые популярные действия на сайте должны быть доступны для осуществления быстрым способом, для чего можно использовать как внутренние ссылки, так и горячие клавиши.

И, наконец, при оценке юзабилити, следует руководствоваться Правилом Парето, согласно которого следует учитывать мнение только 20% пользователей, которые приносят 80% дохода. Остальные посетители сайта не имеют столь решающего воздействия на его судьбу.